среда, 18 августа 2010 г.

В защиту Антонио Сальери!

Сегодня, 18 августа, 260 лет назад родился знаменитый итальянский композиторАнтонио Сальери.

Почти каждый, услышавший это имя, немедленно представляет себе злодея, отравившего музыкального гения, Вольфганга Амадея Моцарта. Однако исторически этот факт не находит подтверждения. Откуда же пошёл этот слух? Вначале из маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери", а позже из её театральных постановок и экранизаций. Зачем же нужен был Пушкину этот неподтвержденный слух?

В одной из статей на эту тему, автор пишет, что Пушкин сравнивал себя с Моцартом. Моцарт – гений музыки, Пушкин – литературы:
«Мотив этот был вполне романтический: адская зависть обыкновенного, земного таланта к небесному Гению. Всё, что талант достигает упорным, изнуряющим трудом, Гений превосходит легко, мгновенно, как бы играючи. Об истории создания "Моцарта и Сальери", как ни странно, почти ничего неизвестно. Ни черновики, ни беловая рукопись трагедии не сохранились. Первые упоминания об этой пьесе или, скорее, о её замысле относятся к 1826 году (всего лишь год, как Сальери умер!), но сочинена она была в Болдинскую осень 1830 года.

И мы верили Пушкину, ведь он знал, о чём писал, не мог великий поэт обвинить невинного человека. И только в 20 веке пришли сомнения в вечной правоте Пушкина.

Из письма художника Г.Г.Гагарина: "Я спросил Пушкина, почему он позволил себе заставить Сальери отравить Моцарта; он мне ответил, что Сальери освистал Моцарта, и что касается его, то он не видит никакой разницы между "освистать" и "отравить".
Таким образом, мы имеем здесь дело с уникальной ситуацией, когда искусство на протяжении уже нескольких поколений используется для разрушения репутации, доброго имени ни в чём не повинного человека, вдобавок выдающегося артиста и музыкального деятеля. (http://www.peoples.ru/art/music/composer/salieri/)

"Маленькие трагедии". Монолог Сальери: "Нет, не могу противиться я доле судьбе моей. Я призван, чтоб его остановить!"


Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX. Он имел большой успех и славу, и завидовать молодым не было смысла, даже такому гению, как Моцарт. На протяжении длительного времени Сальери находился в центре музыкальной жизни австрийской столицы. Он не только осуществлял постановки и дирижировал спектаклями, но и управлял придворной певческой капеллой.
С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа.
Композитор с европейской известностью, Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Он обучил свыше 60 музыкантов. Из композиторов его школу прошли Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Гуммель, Ф. К. В. Моцарт (сын В. А. Моцарта), Ф. Лист и другие мастера.

Еще одна грань дарования Сальери связана с его дирижерской деятельностью. Под руководством композитора было исполнено огромное число оперных, хоровых и оркестровых сочинений старых мастеров и композиторов-современников.

В середине XX в. интерес к оперному творчеству композитора начал возрождаться. На различных оперных сценах Европы и США возобновлены некоторые из его опер.

Выдающийся итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» писал, что Моцарт страдал манией преследования, считая, что итальянские композиторы завидуют ему и желают его убить.

В Милане в 1997 году состоялся судебный процесс, где решено было наконец покончить с неясностью. «В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. (…) Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. … Через двести лет Антонио Сальери оправдан»

Комментариев нет: