пятница, 28 октября 2011 г.

Музыкальная Прага.



У каждого человека обязательно должна быть мечта. И как поётся в песне:

Когда чего-то очень-очень хочешь
Когда желаешь страстно всей душой
И думаешь об этом днем и ночью
Значит, сбудется все,
Что казалось мечтой

Поднимает меня самолет и уносит
И желанья мои и мечты в облака
Если хочешь, если сильно ты хочешь
Значит, сбудется все, так и знай, а пока...



Вот так и меня на осенних каникулах самолёт унёс в город моей мечты – Прагу. Сердце Европы – так испокон веков говорили о Чехии - небольшой, удивительной красивой, сказочной стране.


И вот я гуляю по улицам этого чудесного города, наслаждаюсь его архитектурой, слушаю историю и легенды, (а как же без них, когда ты в сказке) и как настоящий музыкант жадно впитываю всё, что связано с музыкой.

А музыка в Праге, это оказывается прежде всего – ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ!!! О нём говорят сувениры, портреты, сами пражане и экскурсоводы. И поначалу создаётся впечатление, что Моцарта, как оперного композитора открыли именно здесь в Праге.

А на самом деле:
Вольфганг Амадей Моцарт впервые приехал в Прагу в январе 1787 г., чтобы дирижировать исполнением своей оперы «Свадьба Фигаро». В Вене, где состоялась её премьера, опера была довольно прохладно принята публикой и довольно быстро "снята с проката". В Праге же мелодии из "Женитьбы Фигаро" игрались на улицах, под них танцевали и в бальных салонах и в кофейнях - город и музыка совпали друг с другом. Видя это, директор оперной труппы сделал заказ на новую оперу. Моцарт сам выбрал сюжет - легенду о Дон Жуане.

(Одна из легенд: ….в это время недалеко от Праги - в замке Духцов - жил человек , который вполне мог быть консультантом по теме оперы. Человека звали Джакомо Казанова. Известно, что Моцарт и Казанова пересекались как минимум дважды. Первый раз Казанова пришёл на репетицию оперы, чтобы высказать своё возмущение - его достали слухи, гулявшие по Праге, о том, что именно он является прототипом главного героя. Судя по всему, конфликт был благополучно улажен, поскольку во время их второй встречи в соборе святого Вита (дело было во время коронации очередного императора. Чисто пражский штрих: Моцарт в число приглашённых не входил, но хозяйка дома, где он жил, смогла подпольно провести его на галерею собора) Моцарт попросил подрабатывшего гаданием Казанову предсказать ему судьбу. Шарлатаном Казанова не был - день смерти Моцарта был им предугадан точно...)

Опера же тогда являлась популярным видом музыкального искусства, доступным не только для представителей высшего общества, но и для самых широких масс.

Второй раз Моцарт прибыл в Прагу в октябре 1787г., чтобы закончить работу над оперой
"Дон Жуан". Сначала он поселился в гостинице "У Трех золотых львов",
которая принадлежала композитору и пианисту Франтишеку Душеку. Моцарт был знаком с Душеком и его женой, знаменитой певицей Йозефиной, еще по Зальцбургу, и они пригласили его пожить в их загородной вилле Бертрамка, которая находилась в предместье Праги – Смихове. Их гостеприимство обеспечило Моцарту покой и родственное по духу общество. Здесь Моцарт закончил «Дон Жуана», написав увертюру к опере всего за ночь до премьеры, состоявшейся 29 октября 1787 г. в Сословном театре:
Сословный театр



(Про репетиции «Дон Жуана» рассказывают следующие анекдоты: одна певица никак не могла вскрикнуть достаточно естественно и сильно. После многих тщетных повторений Моцарт пошел на сцену, подкрался к ней сзади, неожиданно и довольно грубо схватил ее за руку — она вскрикнула, как нельзя лучше. «Вот так хорошо,- засмеялся Моцарт,- вот так и надо кричать».
У одного трубача тоже никак не выходило одно трудное место, и Моцарт направился к нему, чтобы объяснить, как этот пассаж должен звучать. Трубач обиделся: «Того, что вы хотите, нельзя сделать, и не вам меня учить играть на трубе». «Боже меня избави от этого,- воскликнул Моцарт,- дайте мне ноты, я их исправлю». )

Моцарт возвращался в Прагу еще много раз, останавливаясь обычно у Душеков. Говорят, что Йозефина, желавшая, чтобы Моцарт написал для нее концертную арию, заперла его в павильоне и не выпускала, пока ария не была закончена. В итоге получился один из шедевров этой музыкальной формы – Ве11а Мiа Fiammа:



Здесь же в Праге Моцарт играл на самых знаменитых инструментах – органе Зеркальной часовни в Клементинуме и органе храма Св. Микулаша на Малостранской площади:

Зеркальная часовня в Клементинуме

Орган в Зеркальной часовне

храм Св. Микулаша

орган храма Св. Микулаша


Последний раз он побывал в Праге в 1791 г., когда ему заказали еще одну оперу «Милосердие Тита», на сей раз для праздника коронации императора Леопольда II. На вилле Бертрамка Моцарт за поразительно короткий срок написал её.
В конце августа Моцарт приехал в Прагу дирижировать исполнением своей новой оперы. Программа торжеств была длинной, иногда скучной, оперу исполняли уже в конце празднования. Дворяне утомились, принцесса Мария-Луиза, привыкшая к легким итальянским операм, открыто зевала. На премьере в день коронации опера публике не понравилась. До наших дней от оперы сохранилась только увертюра. Моцарт, привыкший к успеху в Праге, был огорчен и разочарован.

Его последним пражским произведением была басовая ария «Оставляю тебя дорогая, с Богом». Она была посвящена Луиджи Басси - первому Дону Жуану.

Вскоре, переутомленный Моцарт уехал домой, где вскоре умер.

Прага стала единственным городом, который достойно попрощался с великим композитором после его смерти. Полчаса звонили по Моцарту пражские колокола. В соборе св.Николая отслужили заупокойную мессу, на которую пришли четыре тысячи пражан. 12 студентов в почетном карауле со свечами стояли у символического катафалка. Партию сопрано в «Реквиеме» Антонио Росетти пела Йозефина Душек, а всего в исполнении «Реквиема» было задействовано 120 певцов и оркестровых музыкантов. И на сегодняшний день это внушительная цифра. А в то время в Праге проживало примерно 60 тысяч человек, в Вене - 120 тысяч.

О Моцарте в Праге вспоминали очень долго. И когда через некоторое время собирался приехать в Прагу Карл Вебер, его предупредили, что пражане не знают никакую иную музыку, кроме Моцарта.

Сегодня, вилла Бертрамка – является музеем, посвященной Вольфгангу Амадею Моцарту, и хозяевам виллы композитору Франтишеку Ксаверу Дюссеку, а также его жене, певице Жозефине Дусковой.

На вилле открыто семь выставочных залов, напоминающих о важных моментах истории этого здания. В жилой части здания восстановлена обстановка времен прибывания здесь Моцарта, также господина и госпожи Дюссек.



Также здесь собрана коллекция достопримечательностей и вещей Моцарта – музыкальные инструменты, записи, письма, гравюры и другие документы. Основным экспонатом коллекции являются тринадцать волос, которые принадлежали композитору.
http://prahafx.ru/dom/bertramka.htm

Кстати говоря, ещё один долг был отдан Моцарту Прагой уже в этом веке. Родившийся и выросший в Праге Милош Форман снял фильм "Амадей". Большая часть съёмок прошла в Чехии.

Сцена из фильма «Амадеус», премьера оперы «Дон Жуан» в Праге:

5 комментариев:

VolNa: комментирует...

Как здорово, что ваша мечта сбылась!!!
Я была в Праге много раз (правда, в молодости)и тоже очень люблю этот город. В него невозможно не влюбиться с первого же посещения! Но, конечно, о музыкальной Праге я ничего не знала. До вашего сообщения... :) Спасибо!

TEO Татьяна комментирует...

Елена! Как я за вас рада!
Прага удивительный город!Фотографии отличные,благодарю за ностальгию!А вот на вилле я не была. Интересно!
Послушала у вас музыку. Отдохнула.

Елена Трубина комментирует...

Да, согласна с Вами - Прага не просто красивый, а сказочный город, что не дом, то история или легенда. Конечно Прага живёт не только Моцартом (там бывали Шопен, Бетховен, Чайковский...), но почему-то о Моцарте говорят больше всех. Хотя в Чехии свои известные композиторы - Дворжак и Сме´тана. А мечта моя и правда сбылась. Теперь можно и новую загадать! Например - Мюнхен и Вагнер. Главное верить.

Ольга Николаевна комментирует...

Я как будто сама побывала в Праге, спасибо за чудесный пост!

Елена Трубина комментирует...

Не случайно самые хорошие посты получаются тогда, когда сам всё своими глазами увидишь. Как хочется поездить по музыкальным городам.